Как искать работу в ИТ: три совета от Марины Хомич
06.10.2016
Как мы создаем профили ИТ-специалистов?
11.10.2016
Show all

Алгоритм разработки программы обучения

При разработке программ обучения постоянно сталкиваюсь с двумя проблемами:

  • путаницей в понятиях;
  • ошибочным представлением, что это – очень простой процесс, который можно пройти легко и без подготовки.

Решила привести простой алгоритм разработки корпоративной программы обучения, чтобы избавиться от путаницы, и как-то помочь тем, кто решился этим заняться. При этом я исхожу из того, что:

  • бизнес-цели уже сформулированы, т.е. ответ на вопрос, зачем вообще нужна эта программа, уже получен;
  • целевая аудитория уже известна и изучена.

Кроме того, в алгоритм не входит все, что касается непосредственно проведения обучения. Только разработка, только хардкор 🙂


 

Шаг 1. Формулируем цель обучения.

Цель программы обучения нужно формулировать в терминах деятельности обучаемого. Иными словами, какой результат в каких условиях будет устойчиво демонстрировать обучаемый после обучения. Обучаемый, а не обучающий!

Покажу на примерах.

Пример Почему плохо? Исправим!
Иметь представление о методах тестирования Даже я, никогда не работавшая тестировщиком, имею об этом представление. Но вряд ли меня возьмут на работу, если я не могу эти методы применить в нужное время в нужном месте. Использовать метод белого ящика для тестирования веб-форм
Понимать, для чего используется Jira Думаю, все, кто знает, что такое Jira, понимают, для чего она используется. Но это не мешает мне периодически узнавать очередную историю «Такая хорошая Jira, а сотрудники не юзают». Использовать Jira для управления функциональными и кроссфункциональными задачами
Научить общаться с коллегами Поднимите руку, кто считает, что не умеет общаться с коллегами? 🙂 И еще эта цель сформулирована в действиях обучающего, а значит, его и надо тестировать в конце курса. Согласовывать свою работу с коллегами на совещаниях рабочей группы в соответствии с установленным регламентом

Обращу внимание, что все три цели до исправления были размыты, по ним совершенно непонятен предмет обучения. А когда непонятно, чему учить, можно учить чему угодно. И докажите потом, что я не дала представление 🙂

Шаг 2. Формулируем задачи обучения.

Задачи – что и при каких условиях должен делать обучаемый, чтобы добиться цели.

Возьмем, к примеру, цель обучения «Приготавливать шашлыки из мяса птицы, говядины, свинины». Задачи могут быть такими:

  • выбирать мясо для шашлыка;
  • приготавливать маринад для шашлыка;
  • подбирать подходящую посуду для маринования;
  • мариновать мясо;

и т.п.

Таким образом, предмет и содержание обучения становятся совсем понятны. Причем, и тем, кто учится, и тем, кто учит.

Шаг 3. Формируем структуру.

Когда стало понятно, чему учить, можно составить структуру программы: список и последовательность тем, которые будут изучаться в ходе курса. Потренируйтесь: составьте список тем для курса по приготовлению шашлыков!

Кстати, если говорить о вовлечении слушателей, то темы лучше формировать не в стиле «Приборы? 20!», а в стиле рецептов решения проблем.

Сравните два названия одной и той же темы:

  • Целеполагание как основной навык личного успеха
  • Как поставить цель, которая будет достигнута?

Первая тема более привлекательна разработчику курса: в нее столько всего можно впихнуть, ничего при этом не гарантируя! Вторая – более привлекательна для обучаемого: пахнет волшебными плюшками.

Шаг 4. Формируем содержание.

Самый кропотливый этап: детально расписать все виды знаний, которые нужны в курсе. Покажу на примере для курса по управлению требованиями к программному продукту.

Тип знания Описание Примеры
Предметное знание Сведения об объектах, их свойствах, отношениях между ними Требования, типы требований, спецификация, лист распространения и т.п.
Концептуальное знание Обобщенное системное описание объектов, их прошлого, текущего и будущего состоянияСюда относятся формулировки понятий, формулировки законов, описания моделей и т.п. Бизнес-требование – это…Критерии хороших требований следующие…

Верификация требований – это…

Процедурное знание Описание способа и порядка манипулирования объектами.Сюда относятся инструкции, алгоритмы и т.п. Пользовательская история описывается по следующей схеме…

Оценка сложности разработки с использованием чисел Фибоначчи производится следующим образом…

Компетентностное знание Описание того, как применяются остальные виды знаний в рабочих ситуациях в соответствии с принятыми нормами Что делать, если в спецификации не хватает требований?

Что делать, если требование некорректно сформулировано?

Что делать, если в спецификации требования вовремя не обновляются?

Важно помнить, что некоторые из необходимых знаний могут быть уже известны обучаемым. Повторение, безусловно, мать учения. Но если у обучаемого сложится ощущение, что он не учится новому или не может посмотреть с нового ракурса на уже знакомые вещи, то мотивация продолжать обучение может сильно снизиться.

Шаг 5. Подбираем формы обучения.

Подбирая форму обучения нужно учесть все, что мы знаем про целевую аудиторию:

  • сколько человек, как часто будет обучаться на курсе,
  • насколько они могут быть удалены друг от друга и от обучающего, какова разница в часовых поясах;
  • как часто для работы в курсе может быть привлечен тот или иной эксперт;
  • сколько времени в день участники могут выделить на обучение,
  • какие формы обучения предпочитают и/или к каким уже успели привыкнуть,

и мн. др.

От этого зависит и выбор формы с точки зрения работы с аудиторией (фронтальный, групповой, индивидуальный), и выбор формы по удаленности участников (очный, дистанционный, смешанный) и т.п.

Шаг 6. Подбираем методы обучения.

Разнообразие методов обучения велико, но лекции по-прежнему рулят. До сих пор большинство моих коллег-преподавателей (или тех, кто только собирается ими стать) употребляют выражение «почитать курс». И потом действительно его «читают»: по слайдам, по бумажке – кто как.

Тем не менее, отвлекать дорогого специалиста от работы для «чтения» нерационально. Дорогой специалист на курсе нужен для того, чтобы под его чутким руководством обучаемые могли смело пробовать, ошибаться, не отчаиваться и снова пробовать. А почитать они должны быть и сами в состоянии, иначе что им делать в ИТ-сфере?

Так что «чтение» — это не наш метод. Его доля в курсе должна быть совсем небольшой, когда специалист что-то комментирует, объясняет и т.п. Практик должен учить практике. И знать методы обучения.

Шаг 7. Подбираем инструменты обучения.

Когда я говорю про инструменты обучения, я имею в виду все, что используется для формирования  знаний, отработки навыков, оценки и контроля обучения.

Инструментом обучения может стать все, что угодно: от булыжника до сложнейшей аппаратуры. Но почему-то все привыкли к двум инструментам: распечатки и презентации. В лучшем случае к этому добавляются видео-ролики с YouTube.
Подбирая инструменты, важно помнить две вещи:

  • инструмент должен выбираться под задачу, а не из тех, к которым привык разработчик;
  • если инструмент новый и для разработчика, и для обучаемых, то его использование должно быть подкреплено обучением или хотя бы инструкцией.

Когда инструменты подобраны, дело за малым: настроить их. Если вы создавали раздаточные материалы – вычитать, сверстать, отдать в печать. Если собираетесь проводить вебинары — внести все мероприятия в календарь виртуального класса, назначить слушателей, настроить рассылки.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *