Алгоритм разработки программы обучения
07.10.2016
Советы бывалых. Часть 2
13.10.2016
Show all

Как мы создаем профили ИТ-специалистов?

Нас спрашивают, как мы разрабатываем профили ИТ-специалистов для профориентации. Сегодня расскажу об этом.

Проектируя структуру профиля, мы взяли за основу European e-Competence Framework v3.0, которая была разработана по результатам крупного исследования. В этой рамке для каждого профиля прописаны компетентности, а также примеры знаний и навыков. Компетентности прописаны достаточно тщательно:

  • во-первых, они объединены в 5 основных кластеров: Планирование-Разработка-Внедрение-Поддержка-Управление;
  • во-вторых, для каждой компетентности прописаны уровни развития от 1 до 5.

Например, для в профиле программиста:

e-Comp_developer

Анализируя профили, описанные в Европейской рамке, мы обратили внимание на несколько важных и, с нашей точки зрения, проблемных моментов.

  1. Знания и навыки прописаны действительно очень приблизительно и поверхностно. Например, для «B.1. Разработка приложений» прописано знание «Языки программирования». Для того, чтобы разрабатывать программу подготовки, необходима детализация: надо ли рассказывать, какие существуют языки программирования, нужно ли знать их историю, что входит в минимально необходимый набор знаний и навыков, чтобы можно было утверждать, что человек знает некоторый язык программирования и т.п. Ответы на эти вопросы не так очевидны, как может показаться.
  2. Профили не учитывают градацию специалистов по уровням подготовки. Иными словами, описан «сферический программист в вакууме», хотя на самом деле требования к младшему программисту (Junior Developer) будут сильно отличаться от требований к старшему (Senior Developer).
  3. Не описаны поведенческие особенности специалистов разных профилей. Мы уже писали о важности учета компетенций для создания планов развития (читайте об этом подробнее). Тем не менее, эта важная составляющая постоянно упускается при разработке профстандартов.
  4. Профилей, прописанных в рамке, не достаточно. Например, не прописаны профили аналитика требований, дизайнера, frontend-разработчика. Но на соответствующих специалистов спрос на рынке труда довольно высок.

Таким образом, стало очевидно:

  • для создания полноценных программ профориентации и карьерного планирования одной только Европейской рамкой нам не обойтись;
  • нужны дополнительные исследования, чтобы составить более полные профили и добавить те профили, которые не прописаны в рамке.

Чем мы и занялись. Начали с того, что четко определили для себя следующую структуру профиля специалиста:

profile_structure

И первый шаг, который предприняли — дополнить профили европейской рамки моделями компетенций. Так как программы профориентации рассчитаны, в первую очередь, на новичков, то и начать мы решили с создания профилей младших специалистов:

  • младшего программиста (Junior Developer),
  • младшего тестировщика (Junior Software Testing Engineer)
  • младшего аналитика требований (Junior Requirements Analyst).

Для моделирования компетенций мы используем проверенный инструмент – палитру компетенций «20 граней». С помощью палитры и специальных методик мы исследуем успешный опыт работы специалистов из разных ИТ-компаний — благо, на белорусском рынке работает несколько сотен успешных ИТ-компаний. В нашем исследовании уже приняли участие специалисты таких компаний, как Itransition, Belhard, Oxagile, EPAM Systems, МиСофт, IBA и др.

Собранные данные уже помогли нам:

Кроме того, мы разработали специальный модуль для проведения оценки компетенций в режиме онлайн. На подходе профили аналитика требований и frontend-разработчика: еще несколько интервью со специалистами, и профили будут готовы! Если есть компании, готовые принять участие в нашем исследовании – зовите, приедем! С вас — эффективные Juniors для проведения интервью, с нас — профили и методики, которые помогут вам отбирать и воспитывать отличный персонал!

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *